репутации всегда есть куда падать


[начало здесь: 1, 2]

Явление енохианского алфавита

26 марта 1583 г., вскоре после того, как были продиктованы квадраты, о которых говорилось выше, Эдвард Келли записывает первый материал, касающийся «ангельского языка». В тот день у него было видение: магическая книга, листы которой «возможно, все заполнены квадратами». Диктовка содержимого этой книги занимает их сеансы следующие тринадцать месяцев — с несколькими перерывами, когда духи говорят о других вещах, или пророчествуют, или вовсе отказываются появляться. Происходят также несколько вмешательств «не-ангельских» духов, главным образом тех, кого оккультисты могли бы опознать как элементалей.

Прежде всего появляется алфавит нового языка: двадцать один специфический символ, каждый со своим собственным именем. Имена символов необычны, и, похоже, не имеют никакого отношения к их фонетическим значениям; но они были переданы сгруппированными в три группы по семь и в общем насчитывали 64 буквы, — можно предположить, что здесь снова может быть скрыт квадрат: 8×8, или, возможно, даже 7×9 или 21×3.

Символы появляются в манускрипте с записью этой сессии трижды: один раз — без названий, один раз — с названиями и один раз — как окончательный вариант, в несколько иной форме. Они также повторились в своём окончательном и наиболее традиционном виде больше года спустя; это «чистовой» вариант записи Келли в работе «Liber Mysteriorum Sextus et Sanctus» (в коллекции Слоана — Sloane MS 3189), которая представляет собой очень небрежную запись содержимого ангельской книги. К тому же отдельные слова, записанные и Келли, и Ди с помощью этих символов, время от времени появляются в рукописях.

Необходимо сравнить все имеющиеся версии, чтобы получить реальное представление об этих символах. Первые два варианта, например, выглядят гораздо больше похожими на записанные почерком Ди буквы иврита, чем поздние версии (буквы Veh (C), Ged (G), Graph (E) и Fam (S) идентичны ивритским Aleph, Cheth, Daleth и Resh). Направление письма, как и во всех семитских языках, — справа налево, но мои попытки проследить происхождение этого алфавита от какого-то определённого семитского источника потерпели неудачу. Всё, что можно сказать, — что символы имеют общий вид наподобие самаритянского, хотя их стилизованная форма может также отсылать к древнеэфиопскому [кмк, единственный тезис у Лэйкока, который можно - при о-о-о-очень большом желании - начинать притягивать к Книге Еноха: геэз, древнеэфиопский, и группа семитская, и прочее. хотя - один чёрт - на это письмо оно похоже ещё меньше]. Шрифты, на которые они не похожи, — протосемитский, или египетская иероглифика, или шумерский; такое сходство могло бы казаться существенным, если бы мы верили, что этот алфавит, как и ангельский язык, датируется временем «до Потопа» и был древнейшей письменностью в истории человечества.

Мы можем искать правдоподобное объяснение появления «ангельских» письмён в том факте, что в библиотеке Ди вполне могли быть древние рукописи, написанные такими письменами, что он не мог прочесть их, и что либо он, либо Келли могли почерпнуть идею из этого источника. Кроме того, идея «утерянной Книги Еноха» (упомянутой в Библии — Иуд. 1: 14) [О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: "се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих" - это всё, что там сказано, ага. вывести из этой фразы резюме об "утерянной книге" (!) - н-ну... оно, в принципе, примерно из той же серии, что и размазать 6: 4 Бытия на адскую поеботню мрак и ангстЪ из сотни страниц: дело вдохновенных фанфикеров живёт и процветает, спасибо Еноху и Лэйкоку] витала в воздухе в XVI веке; это упоминается в некоторых христианских комментариях относительно каббалы. Первые рукописи этого текста, предположительно полностью утерянные в Средние века, были найдены лишь в середине XVII века — в эфиопской и греческой версиях. Возможно, Ди владел Эфиопской Книгой Еноха — которую он, конечно, не мог прочесть?

Другой ключ к происхождению енохианского письма даёт работа XVI в. по алхимии — «Воархадумия» Пантея (1530 г.). На её 14–15 страницах мы находим другой алфавит, называемый енохианским; неудивительно — хотя, кажется, это никогда не упоминалось прежде, — что копия этой работы, хранившаяся в Британском музее, действительно принадлежала Ди уже в 1559 г., о чём свидетельствуют многочисленные пометки на полях. Енохианский алфавит Ди не имеет отношения к представленному у Пантея — но, возможно, его идея позаимствована именно оттуда. Похоже — учитывая отсутствие каких-либо иных доказательств, — что алфавит Ди и Келли мог быть фантастическим, основанным на подсознательных воспоминаниях о подобного рода письменах в литературе древности. Неверно, конечно, мнение Касаубона — в его издании дневников Ди — о том, что символы «не иные, по большей части, но именно такие, какие были изложены и опубликованы очень давно в одной из магических книг Тезея Амбросия». Ссылается он на работу, опубликованную в 1539 г. (Theseus Ambrosius Albonesius. Introductio in Chaldaicam Linguam), которая включает очень много алфавитов, как реальных, так и магических, — но ни один из них, в любом случае, не напоминает енохианский.



Страницы 14–15 копии «Воархадумии» Пантея,
данной Джону Ди 18 января 1559 г., на которых
показан «алфавит Еноха», и запись из рукописи Ди —
числовое значение его имени, записанное этими символами.

tbc.

@темы: матчасть, енохианское-2, енохианское-1, how much watch? - six watch