репутации всегда есть куда падать
первый раз - ближе к концу работы, натурально, - Лэйкок прямо говорит о енохианских ангелах; никакой связи с Книгами Еноха, что характерно, всё ещё нет - скорее наоборот... "мат, разврат и всё плохо" (ц).
вообще, конечно, довольно жуткий итог: что бы это ни было, зелёная дверь в иномирье или афера грандиозного масштаба, - свести всё к просьбам о деньгах и об избавлении от геморроя?! человек - страшное существо, способное просрать любой шанс, именно на этом прокололись енохианские ангелы, во всех смыслах.
(предыдущий параграф тут)
Ди и Келли: последние годы
На протяжении всех оставшихся лет общения Ди и Келли мы имеем — в записях [их] сеансов — зачаровывающее повествование о характерах двух мужчин; хотя дневники фиксируют только точку зрения Ди, характеры обоих раскрываются достаточно ясно. Ди доверчив и обычно считает духов ни в чём не виновными; но он также хранит бдительность [по отношению к ним] и расспрашивает их, когда ловит на противоречиях. (Духи снова и снова упрекают его за то, что он задаёт так много вопросов — неудобных вопросов.) Келли, напротив, часто угрюм и в высшей степени незаинтересован в том, что духи передают через него, — за исключением случаев, когда видит шанс узнать, как работает его алхимический порошок, и превратить неблагородный металл в золото. Однажды он ни с того ни с сего перебивает духа девочки Madimi вопросом: «Можешь ли ты, Madimi, одолжить мне сто фунтов на две недели?» — только чтобы сказать достаточно грубо: «Я растратил все свои деньги».
Очевидно, Келли хотел денег для того, чтобы убраться прочь и покинуть Ди. За несколько дней до этой просьбы, 29 июня 1583 г., духи, говоря через Келли, предупредили Ди о его намерении уйти. Предупреждение было сделано на греческом языке, который Ди понимал довольно хорошо, но Келли — нет; он сказал духу Madimi: «Пока ты не заговоришь на языке, который я понимаю, я не произнесу больше ничего на этой тарабарщине». Madimi говорит: «Это сирийский язык, ты не понимаешь его»; мог ли Келли пытаться сбить Ди со следа здесь? Этот эпизод даёт основания полагать, что Келли говорил ещё на другом языке, который не мог знать осознанно; и если мы верим, что он сфабриковал эту сцену, мы всё равно должны попытаться объяснить, как и где в Лондоне в ту эпоху он мог выучить необходимые греческие фразы. (Предположительно, Келли даже не знал греческого алфавита; в своих дневниках Ди записывал английские слова греческими буквами, когда хотел скрыть что-то от любопытных глаз Келли. Я не совсем уверен, однако, что проницательный человек — такой, как Келли, — не разгадал бы эту хитрость.)
Возможно, Келли желал уехать, потому что первая дата, на которую было назначено представление «енохианской» магии (август 1583 г.), приближалась, и он не хотел быть рядом [с Ди], зная, что потерпит фиаско; но трудно понять, почему и как он мог передать сообщение [свидетельствующее] против себя самого на языке, которого он не знал.
Как бы то ни было, Ди уговаривает Келли остаться (с повышением платы), и духи продолжают свои наставления. Они диктуют страницы букв и символов, которые, кажется, не ведут никуда; и даже больше страниц заполняют туманными пророчествами, которые напоминают нотации третьесортного проповедника-евангелиста. Их практическое знание тяготеет скорее к земному, нежели к сверхъестественному, и они читают те же книги, что Ди и Келли. (К примеру, духи диктуют список: 91 часть земли, управляемая 91 «принцем» в енохианской системе магии; Келли дожидается следующего дня и заявляет, с некоторым волнением, что полный список можно найти «в книге Агриппы». Вопрос, который возникает незамедлительно: делает ли Келли это заявление, чтобы предупредить открытие, которое сделал бы в конечном счёте Ди?)
Духи показывают изрядную ограниченность Келли в [его] воображении и мыслях; они склонны характеризовать многие книги [на полках] Ди по их переплётам, а не по названиям или по содержанию. Они также обшаривают потайные уголки дома: в одном из ранних случаев они обнаруживают своё знание о записях сеансов Ди с предыдущими медиумами. Ди прятал их в дымоходе, пытаясь скрыть от Келли.
По крайней мере, в одном случае можно доказать, что Келли фальсифицировал учение духов для собственных целей. Почти в самом конце Libri Misteriorum, 18 апреля 1587 г., мы находим запись: днём раньше (в то время, когда Ди отсутствовал) Madimi сказала Келли о том, чтобы двое мужчин пользовались своими жёнами сообща — привлекательной молодой Джейн Ди и почти неизвестной Джоанной Келли. Ди выразил сомнение в этом [указании], и духи продиктовали — в подкрепление [своих слов] — строку чисел, которая оказывается очень простым шифром. 624 буквы в большом квадрате (24×26) в «Скрижалях стихий» были продиктованы незадолго до этого и пронумерованы от 1 до 624 — каждое число обозначало букву. Продиктованные буквы составили следующее послание на латыни:
Читается оно так:
(Латинский текст, произведённый шифром, содержал несколько опечаток, исправленных [нами без оговаривания]. Там должен быть глагол — возможно, hesitare — после igitur, и spiritus omnibus должно, вероятно, читаться как spirituum omnium; но латинский Келли всегда был сомнительным. Например, в записи сеансов Ди и Келли в издании Касаубона auctor spiritus omnium в конце предпоследнего предложения мы могли бы перевести — в некоторой степени шутливо — «Я — призрачный писатель всего».)
Шифр показывает ряд незначительных ошибок — кроме главного промаха: большинство цифр увеличены на единицу; заметка на полях, которую сделал Ди, гласит: «Я понимаю, что [в большинстве случаев] единица должна отниматься от числа». Надо быть очень легковерным, чтобы приписать такую ошибку ангелам, а не Келли.
Эпизод обмена жёнами состоялся, несмотря на попытки некоторых биографов Ди предположить, что его не было. В оригинальных рукописях есть отрывок, сильно стёртый [подчищенный?], который едва можно разобрать, с записью сеанса 23 мая 1587 г. — утром после обмена жёнами. Духи спрашивают Келли: «Была ли жена твоего брата [Джейн Ди] послушна и покорна тебе?» — и Келли отвечает: «Была». Ди даёт такой же ответ относительно Джоанны Келли.
Общение Ди с Келли — и, по-видимому, также с енохианскими ангелами [вот WTF, прасцици???] — закончилось вскоре после этого эпизода; видимо, напряжение в «семье» этих двух британских пар стало невозможно выдержать, и Келли «отправился в свободное плавание» как алхимик. Несмотря на это, Ди не уезжает в Англию до марта 1589 г., прибывая туда [только] в декабре этого года. Келли остался при дворе императора Рудольфа в Праге — и умер там в 1595 г. при неясных обстоятельствах. (Общепринятая история гласит, что он был заключён в тюрьму за неспособность произвести алхимическое золото — и упал с башни, когда пытался бежать). Келли было в то время сорок лет — но 21 августа 1584 г. ангел Uriel обещал, что он проживёт до восьмидесяти семи (а Ди — до 122 лет). Даже ангелы не всегда оказываются правы.
Ди умер в бедности, в 1608 г. в Англии, в возрасте 81 года. Нет записей каких бы то ни было сеансов с Келли после их обмена жёнами; обоим мужчинам было довольно общения с ангелами. Несмотря на это, позже Ди записал несколько собственных попыток; это запись сеанса в 1607 г., которая касалась таких приземлённых вопросов, как его бедность и «кровоточащий зад». Фантастические ангельские откровения, кажется, ушли [вместе] с Келли, и нет никаких оснований предполагать, что Ди когда-либо использовал енохианскую систему магии, доступ к которой получил ценой таких страданий.
tbc.
вообще, конечно, довольно жуткий итог: что бы это ни было, зелёная дверь в иномирье или афера грандиозного масштаба, - свести всё к просьбам о деньгах и об избавлении от геморроя?! человек - страшное существо, способное просрать любой шанс, именно на этом прокололись енохианские ангелы, во всех смыслах.
(предыдущий параграф тут)
Ди и Келли: последние годы
На протяжении всех оставшихся лет общения Ди и Келли мы имеем — в записях [их] сеансов — зачаровывающее повествование о характерах двух мужчин; хотя дневники фиксируют только точку зрения Ди, характеры обоих раскрываются достаточно ясно. Ди доверчив и обычно считает духов ни в чём не виновными; но он также хранит бдительность [по отношению к ним] и расспрашивает их, когда ловит на противоречиях. (Духи снова и снова упрекают его за то, что он задаёт так много вопросов — неудобных вопросов.) Келли, напротив, часто угрюм и в высшей степени незаинтересован в том, что духи передают через него, — за исключением случаев, когда видит шанс узнать, как работает его алхимический порошок, и превратить неблагородный металл в золото. Однажды он ни с того ни с сего перебивает духа девочки Madimi вопросом: «Можешь ли ты, Madimi, одолжить мне сто фунтов на две недели?» — только чтобы сказать достаточно грубо: «Я растратил все свои деньги».
Очевидно, Келли хотел денег для того, чтобы убраться прочь и покинуть Ди. За несколько дней до этой просьбы, 29 июня 1583 г., духи, говоря через Келли, предупредили Ди о его намерении уйти. Предупреждение было сделано на греческом языке, который Ди понимал довольно хорошо, но Келли — нет; он сказал духу Madimi: «Пока ты не заговоришь на языке, который я понимаю, я не произнесу больше ничего на этой тарабарщине». Madimi говорит: «Это сирийский язык, ты не понимаешь его»; мог ли Келли пытаться сбить Ди со следа здесь? Этот эпизод даёт основания полагать, что Келли говорил ещё на другом языке, который не мог знать осознанно; и если мы верим, что он сфабриковал эту сцену, мы всё равно должны попытаться объяснить, как и где в Лондоне в ту эпоху он мог выучить необходимые греческие фразы. (Предположительно, Келли даже не знал греческого алфавита; в своих дневниках Ди записывал английские слова греческими буквами, когда хотел скрыть что-то от любопытных глаз Келли. Я не совсем уверен, однако, что проницательный человек — такой, как Келли, — не разгадал бы эту хитрость.)
Возможно, Келли желал уехать, потому что первая дата, на которую было назначено представление «енохианской» магии (август 1583 г.), приближалась, и он не хотел быть рядом [с Ди], зная, что потерпит фиаско; но трудно понять, почему и как он мог передать сообщение [свидетельствующее] против себя самого на языке, которого он не знал.
Как бы то ни было, Ди уговаривает Келли остаться (с повышением платы), и духи продолжают свои наставления. Они диктуют страницы букв и символов, которые, кажется, не ведут никуда; и даже больше страниц заполняют туманными пророчествами, которые напоминают нотации третьесортного проповедника-евангелиста. Их практическое знание тяготеет скорее к земному, нежели к сверхъестественному, и они читают те же книги, что Ди и Келли. (К примеру, духи диктуют список: 91 часть земли, управляемая 91 «принцем» в енохианской системе магии; Келли дожидается следующего дня и заявляет, с некоторым волнением, что полный список можно найти «в книге Агриппы». Вопрос, который возникает незамедлительно: делает ли Келли это заявление, чтобы предупредить открытие, которое сделал бы в конечном счёте Ди?)
Духи показывают изрядную ограниченность Келли в [его] воображении и мыслях; они склонны характеризовать многие книги [на полках] Ди по их переплётам, а не по названиям или по содержанию. Они также обшаривают потайные уголки дома: в одном из ранних случаев они обнаруживают своё знание о записях сеансов Ди с предыдущими медиумами. Ди прятал их в дымоходе, пытаясь скрыть от Келли.
По крайней мере, в одном случае можно доказать, что Келли фальсифицировал учение духов для собственных целей. Почти в самом конце Libri Misteriorum, 18 апреля 1587 г., мы находим запись: днём раньше (в то время, когда Ди отсутствовал) Madimi сказала Келли о том, чтобы двое мужчин пользовались своими жёнами сообща — привлекательной молодой Джейн Ди и почти неизвестной Джоанной Келли. Ди выразил сомнение в этом [указании], и духи продиктовали — в подкрепление [своих слов] — строку чисел, которая оказывается очень простым шифром. 624 буквы в большом квадрате (24×26) в «Скрижалях стихий» были продиктованы незадолго до этого и пронумерованы от 1 до 624 — каждое число обозначало букву. Продиктованные буквы составили следующее послание на латыни:
«Cara tibi uxor, carior tibi sapientia, carissimus tibi ego. Electus tremis, ac hesitando peccas: Noli igitur [hesitare] ad genium, et carnem sapere; sed obtempera mihi: ductor enim tuus sum, et auctor spiritus omnibus. Hec omnia a me sunt, et licita vobis.»
Читается оно так:
«Дорога тебе твоя жена, но дороже — мудрость, и самое дорогое для тебя — Я. Хотя и избран, ты трепещешь, и в нерешительности — твой грех. Итак, не будь [нерешителен], познавая разум и плоть; но повинуйся мне, ибо Я твой повелитель и создатель всех духов. Все эти вещи — от Меня, и они дозволены тебе.»
(Латинский текст, произведённый шифром, содержал несколько опечаток, исправленных [нами без оговаривания]. Там должен быть глагол — возможно, hesitare — после igitur, и spiritus omnibus должно, вероятно, читаться как spirituum omnium; но латинский Келли всегда был сомнительным. Например, в записи сеансов Ди и Келли в издании Касаубона auctor spiritus omnium в конце предпоследнего предложения мы могли бы перевести — в некоторой степени шутливо — «Я — призрачный писатель всего».)
Шифр показывает ряд незначительных ошибок — кроме главного промаха: большинство цифр увеличены на единицу; заметка на полях, которую сделал Ди, гласит: «Я понимаю, что [в большинстве случаев] единица должна отниматься от числа». Надо быть очень легковерным, чтобы приписать такую ошибку ангелам, а не Келли.
Эпизод обмена жёнами состоялся, несмотря на попытки некоторых биографов Ди предположить, что его не было. В оригинальных рукописях есть отрывок, сильно стёртый [подчищенный?], который едва можно разобрать, с записью сеанса 23 мая 1587 г. — утром после обмена жёнами. Духи спрашивают Келли: «Была ли жена твоего брата [Джейн Ди] послушна и покорна тебе?» — и Келли отвечает: «Была». Ди даёт такой же ответ относительно Джоанны Келли.
Общение Ди с Келли — и, по-видимому, также с енохианскими ангелами [вот WTF, прасцици???] — закончилось вскоре после этого эпизода; видимо, напряжение в «семье» этих двух британских пар стало невозможно выдержать, и Келли «отправился в свободное плавание» как алхимик. Несмотря на это, Ди не уезжает в Англию до марта 1589 г., прибывая туда [только] в декабре этого года. Келли остался при дворе императора Рудольфа в Праге — и умер там в 1595 г. при неясных обстоятельствах. (Общепринятая история гласит, что он был заключён в тюрьму за неспособность произвести алхимическое золото — и упал с башни, когда пытался бежать). Келли было в то время сорок лет — но 21 августа 1584 г. ангел Uriel обещал, что он проживёт до восьмидесяти семи (а Ди — до 122 лет). Даже ангелы не всегда оказываются правы.
Ди умер в бедности, в 1608 г. в Англии, в возрасте 81 года. Нет записей каких бы то ни было сеансов с Келли после их обмена жёнами; обоим мужчинам было довольно общения с ангелами. Несмотря на это, позже Ди записал несколько собственных попыток; это запись сеанса в 1607 г., которая касалась таких приземлённых вопросов, как его бедность и «кровоточащий зад». Фантастические ангельские откровения, кажется, ушли [вместе] с Келли, и нет никаких оснований предполагать, что Ди когда-либо использовал енохианскую систему магии, доступ к которой получил ценой таких страданий.
tbc.
@темы: матчасть, енохианское-2, енохианское-1, how much watch? - six watch