за последние пару месяцев - пока периодически спрашиваю у гугла всякие увлекательные вещи типа "сефиротический крест,
что это вообще за хрень, как оно правильно пишется" - контекстная реклама успела слегка подзадрать: богомерзкий посредник Шопотам предлагает купить Лэйкока на Амазоне всего со стопроцентной наценкой, а родной Озон.ру сошёл с ума и вместо старой доброй фэнтези валит на меня почему-то "Русское Чернокнижие" всего за десять тыщ рублей
в кредит.
но пару дней назад на рабочем компе контекстник выкинул на безоговорочно прекрасное. я даже сходила на сайт, вся в безмолвном потрясении.
вышла оттуда в ещё более безмолвном... потрясённом... короче, ДА, ТАМ ВСЕ ЦЕНЫ ТАКИЕ, ААААА, но цена - это дело десятое, йопт. потому что ВОТ:
мгновенно поняла: жизнь - боль и всё тлен только потому, что у меня близорукость, сцуко, всю сознательную жизнь, а третий глаз до сих пор не открылся! щетаю, надо брать незамедлительно.
очень понравилось лэйкоковское: Только душевнобольной человек мог бы заполнять многие сотни страниц и потратить на это в целом больше двух десятилетий, руководствуясь собственной фантазией, которая оказалась явлена миру лишь случайно - всего каких-то несчастных трёх десятков лет не дожил чувак до сегодняшнего ада графомании очень понравилось лэйкоковское: Только душевнобольной человек мог бы заполнять многие сотни страниц и потратить на это в целом больше двух десятилетий, руководствуясь собственной фантазией, которая оказалась явлена миру лишь случайно - всего каких-то несчастных трёх десятков лет не дожил чувак до сегодняшнего ада графомании
(предыдущий параграф тут)
Рассуждение относительно духов
Какой вывод мы должны сделать из всего этого? Можем ли мы принять [существование] духов всерьёз — или же должны, в наш рациональный век, искать какое-то другое объяснение [произошедшему]? Если мы настаиваем на прозаическом разумном объяснении — есть только двое возможных кандидатов для сомнительной чести сфабриковать целую серию сеансов общения с духами: Джон Ди и Эдвард Келли. Редко на сеансах присутствовал кто-нибудь ещё, кроме нескольких случаев, когда Джейн Ди и Джоанна Келли оказались там при решении вопроса с обменом жёнами.
Духи, кстати, выказывают отчётливо антифеминистскую позицию. 21 марта 1585 г. они упрекают Джейн Ди, которая просит выдавать больше денег на хозяйство, «потому что она женщина», и 23 мая 1587 г. (утром после обмена жёнами) дух называет её «Дочерью Уюта», говоря: «Не раскрывай моих секретов женщинам».
Ди мог бы, конечно, сфабриковать все записи. У него было достаточно знаний, чтобы проделать это; дневники заполнены его рукой, и он находил удовольствие в игре с магическими квадратами, кругами и сигилами. Но подобные предположения должны основываться на вопросе: с какой стати он делал бы это? Только душевнобольной человек — а Ди таковым не был — мог бы заполнять многие сотни страниц и потратить на это в целом больше двух десятилетий, руководствуясь собственной фантазией, которая оказалась явлена миру лишь случайно. Записи сеансов никогда не предназначались для публикации; у Ди было достаточно жизненного опыта, чтобы понять, как опасно показаться магом, даже и не подливая масла в огонь разглашением своего общения с духами. (Уже в 1583 г. толпа, возмущённая его репутацией «торговца душами», ворвались в его дом в Мортлейке и уничтожила большую часть библиотеки.) Кроме того, никто не мог читать духовные дневники, которые, по свидетельствам, были записаны на самих сеансах или вскоре после них, и сомневаться в искренности Ди, который сам верил в реальность духов.
Поэтому я думаю, что мы можем оправдать Ди в каком-либо сознательном обмане или мистификации в этом вопросе. Не так легко оправдать Келли. Всё, что мы знаем о нём (и это — с очень большой степенью вероятности — не факт), говорит о том, что он был оккультистом-шарлатаном, оппортунистом в поисках путей получить «быстрые деньги»; и мы видим, что в некоторых случаях он вносит свои собственные «нотки» в общение с духами. У него было достаточно мотивов [для этого]: не только 50 фунтов в год, которые ему платил Ди как слуге, — но также и, вероятно, гордость от возможности создать магическую систему, которая была бы принята легковерным стариком, возможность использовать библиотеку Ди и алхимические лаборатории, шанс греться в отражении его славы, привилегии свободно путешествовать по континенту и свободу получить доступ к Джейн Ди. И даже в этом последнем мотиве может скрываться больше, чем кажется на первый взгляд: в привязанности Келли к Ди вполне мог быть гомосексуальный компонент. Келли женился поздно, и только когда духи посоветовали ему [жениться], предположив, что он сам «не имел природной к тому склонности»; это хорошо известный психологический факт, что влечение мужчины к представителю собственного пола может проявляться в страстном желании обладать женой возлюбленного, если сам возлюбленный недоступен.
Но обладал ли Келли достаточными знаниями для того, чтобы создать все эти откровения духов? Енохианская система показывает гораздо более глубокое знание каббалы, чем то, каким, казалось бы, мог располагать Келли, — но не обязательно более того, что он мог бы собрать по крупицам, тайно читая книги Ди. Тем не менее есть удивительная логичность в системе в целом, что для Келли [означало бы] иметь феноменальную память или хранить заметки (которые было бы сложно скрыть от Ди). Енохианские Воззвания, к примеру, переводятся полностью спустя дни после оригинальной диктовки; смог бы Келли сохранить всё это в своей голове или на клочках бумаги, достаточно маленьких для того, чтобы избежать внимания Ди? (В процессе сессий 14 мая 1584 г. и в некоторых других случаях сообщения духов становятся сильно искажёнными — не знак ли это того, что заметки Келли [были] в беспорядке?)
Предсказания Келли о будущих событиях, а также предупреждение на греческом также необходимо учитывать в каких бы то ни было разъяснениях. В пользу гипотезы о Келли-обманщике, однако, говорит факт, что сообщения духов, хотя и последовательны, [но] претерпевают изменения с течением времени; и «система» склонна «скатываться» к полной изоляции. Мало реального отношения, к примеру, имеет ранняя система 49 благих ангелов из «Heptarchia» к поздней системе «Ангельских ключей» [Claves angelicae] из енохианских таблиц. Последняя — более полная, и, как мы видим, связанный с ней язык более убедителен: мог ли Келли «прокачать навык» производства того, что от него требовалось, с течением времени? Он должен был узнать многое, проживая в тесном контакте с Ди, — и доверчивость Ди могла ослепить того, заставляя пренебречь какими-то противоречиями. (Ди, как мы видели, действительно подвергает сомнению несоответствия, когда находит их; но, вероятно, были и другие, которых он не записывал [возможно, подсознательно не доверяя им]. У нас есть, в конце концов, только записи Ди о сеансах.)
Может быть, Келли просто «питался» собственными фантазиями Ди, возвращая их ему обратно. Или, может быть, он подхватывал подсознательные мысли Ди — в каком-то роде экстрасенсорным восприятием — и развивал их. Или, может быть, духи были именно теми, кем они представились, и енохианская система магии — самая могущественная из тех, записи о которых существуют на английском языке. Читатель может вынести своё собственное суждение; моё появляется в конце этой главы.
tbc.