Поименованные ангелы из числа двухсот падших — «предводители и начальники» прочих — перечисляются в двух отделах Книги Еноха (Втором и Одиннадцатом), причём информация в них несколько разнится. Протоиерей А.В. Смирнов, автор первого перевода Книги Еноха на русский язык (1888 г.), утверждает, что речь идёт об одной и той же группе: «автор перечисляет [имеется в виду, в Одиннадцатом отделе] имена начальников падших ангелов, названные уже в 6 главе (за исключением трёх); но, кроме этих начальников, указываются ещё особые ангелы...» [АС1:125] — а значит, обращать внимание на эти различия не следует. Так ли это на самом деле, учитывая достаточно серьёзные для того, чтобы оказаться вариациями, расхождения в списках?
Второй отдел Книги Стражей содержит 18 ангельских имён (VI гл.), а также сведения о некоторых сферах человеческой деятельности, за которые были ответственны ангелы на Земле, и ещё семь имён (VIII гл.) [здесь и далее цит. по: А. Смирнов. Книга Еноха (историко-критическое исследование). Казань, 1888]:
И вот имена их начальников: Семияза, их начальник, Уракибарамеэль, Акибеэль, Тамиэль, Рамуэль, Данель, Эзекеэль, Саракуйял, Азаэль, Армерс, Батраал, Анани, Цакебе, Самсавеэль, Сартаэль, Турель, Иомияэль, Аразиял. Это управители двухсот ангелов, и другие все были с ними.
И Азазель научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади их; и научил их искусствам — запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и употреблению драгоценнейших и превосходнейших каменьев, и всяких цветных материй и металлов земли. [...] Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Баракиал — наблюдению над звёздами, Кокабель — знамениям; и Темель научил наблюдению над звёздами, и Асрадель научил движению луны.
[VI: 7–8]
И Азазель научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади их; и научил их искусствам — запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и употреблению драгоценнейших и превосходнейших каменьев, и всяких цветных материй и металлов земли. [...] Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Баракиал — наблюдению над звёздами, Кокабель — знамениям; и Темель научил наблюдению над звёздами, и Асрадель научил движению луны.
[VIII: 1–4]
Действительно ли семеро Стражей, перечисленные во втором фрагменте текста, имеют отношение к «управителям двухсот», или же это рядовые ангелы, отличившиеся в своих деяниях настолько, что люди не могли не сохранить память о них? Судя по всему, верно первое утверждение — более того, в этом случае как раз высока вероятность допустить ошибку, «посчитав одного за двоих». Некоторые из приведённых в [VI: 7–8] и [VIII: 1–4] имён очень похожи, и расхождения в одной-двух буквах можно объяснить ошибками, допущенными при письменной фиксации. Это объяснение применимо к вариациям Тамиэль/Темель, Армерс/Армарос, Азаэль/Азазель*; Амезарак, Баракиал, Кокабель, Асрадель из числа возможных совпадений исключаются. Таким образом, получаем 22 имени — или 25, если предположение о вариативности неверно, описок в текстах нет и это всё разные ангелы.
*В «Эфиопской версии книг Еноха», приведённой в монографии библеиста И.Р. Тантлевского — несомненно, заслуживающем доверия источнике, — разночтения в записи этих двух имён нет. В VI гл. читаем: «...Саракуйял, Азазел, Армерс...» [ИТ1:324]; в VIII гл. — «И Азазел научил людей...» [там же]. В исходнике (перевод А. Смирнова) в первом случае — Азаелъ [АС2:123], во втором — Азазелъ [там же]; это совершенно точно не описка, а попытка переводчика максимально приблизить русский текст к немецкому исходнику [A. Dillmann. Das Buch Henoch. Leipzig, 1853], где «спорные» имена записаны как Asâêl и Azâzêl.
Тему ангелов, возглавлявших согрешивших Стражей, продолжает Одиннадцатый отдел Книги Притч, включающий 27 имён (21 «подсчитанный» ангел, плюс — отдельной строкой, как и во Втором отделе — шестеро предводителей с описанием их прогрессивной деятельности во благо человечества):
И вот имена тех ангелов, и это имена их: первый из них Семияза, второй Арестикифа, третий Армен, четвёртый Кокабаэль, пятый Турель, шестой Румиял, седьмой Данель, восьмой Нукаэль, девятый Баракель, десятый Азазель, одиннадцатый Армерс, двенадцатый Батариял, тринадцатый Базазаэль, четырнадцатый Ананель, пятнадцатый Туриял, шестнадцатый Симапизиэль, семнадцатый Иетарель, восемнадцатый Тумаэль, девятнадцатый Тарель, двадцатый Румаэль, двадцать первый Изезеэль. И это главы их ангелов и имена их предводителей над сотнею, пятьюдесятью и десятью. Имя первому Иекун — это тот, который соблазнил всех детей святых ангелов, и свёл их на землю, и соблазнил их через дочерей человеческих. И имя другому Асбеэль — этот внушил детям святых ангелов злой совет и соблазнил их, чтобы они осквернили свои тела с дочерьми человеческими. И имя третьему Гадреэль — это тот, который показал сынам человеческим все смертоносные удары, и он соблазнил Еву и показал сынам человеческим орудия смерти, и панцирь, и щит, и меч для битвы, и показал сынам человеческим все орудия смерти. И из его руки они перешли к живущим на тверди от того часа до века. И имя четвёртому Пенемуэ — этот показал сынам человеческим горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости. Он научил людей письму чернилами и употреблению бумаги, и через это многие согрешили от века до века и до сего дня. Ибо люди сотворены не для того, чтобы они таким образом, тростью и чернилами, закрепляли свою верность (своё слово). Ибо люди сотворены не иначе, чем ангелы, чтобы им пребывать праведными и чистыми, и смерть, которая губит всех, не касалась бы их, но они погибают через это своё знание. [...] И имя пятому Касдейя — этот показал людям все злые удары духов и демонов, и удары рождения в утробе матери, дабы устранять его, и удары души, укушения змей, и удары, случающиеся в полдень, — сына змеи, именуемого Табаэт. И это число Кесбеэля, который показал святым главу клятвы, когда он жил высоко вверху во славе, и имя её (клятвы) Бека. И этот ангел сказал святому Михаилу, чтобы он показал им сокровенное имя Божие, дабы они видели то сокровенное имя и упоминали его при клятве, чтобы содрогались пред этим именем и клятвою те, которые показали сынам человеческим всё, что было сокрыто.
[LXIX: 2–15]
Несколько полных совпадений с поименованными ангелами Второго отдела — как Семияза, Азазель и др. Несколько однозначных «созвучий» — как Анани/Ананель и др. Ранее не упоминавшиеся имена, причём одного и того же ангела теоретически могут называть несколькими именами-«титулами» — см., например, цитату А. Смирнова выше, а также его комментарии относительно «первоначального состава» Книги Еноха**.
**Анализируя содержание Книги Еноха, Смирнов приходит к выводу, что вся она «должна рассматриваться как произведение одного автора и одной эпохи», за исключением девяти глав — восьми явных поздних «прибавок» (среди которых названа и гл. LXIX!) и одной «сомнительной» [АС1: 248–249]. Тем не менее он составляет следующую таблицу соответствий 18 предводителей Стражей из [VI–VIII] и 21 из [LXIX], объясняя критичные расхождения в списках «литературной вольностью переводчиков или переписчиков» [АС2: 338]: «1) Семияза — Семияза; 2) ... — Арестикифа; 3) Уракибарамеэль — Армен; 4) Акибеэль — Кокабаэль; 5) Тамиэль — Турель; 6) Рамуэль — Румиял; 7) Данель — Данель; 8) Эзекеэль — Нукаэль; 9) Саракуйял — Баракель; 10) Азаэль — Азазель; 11) Армерс — Армерс; 12) Батраал — Батариял; 13) ... — Базазаэль; 14) Анани — Ананель; 15) Цакебе — Туриял; 16) Самсавеэль — Симапизиэль; 17) Сартаэль — Иетарель; 18) ... — Тумаэль; 19) Турель — Тарель; 20) Иомияэль — Румаэль; 21) Аразиял — Изезеэль» (цит. по [ПБ]).
(Многие исследователи склонны идентифицировать ангелов согласно их познаниям/деятельности — так, Я. Фостер отождествляет ангела Кесбеэля, хранителя «клятвы сокровенным именем Бога», с Семиязой, чьё имя на иврите означает «видящий Моё (Божественное) Имя» [Ф:258, цит. по: АО]; в арамейских фрагментах Книг Еноха (Кумранские рукописи, 4QEna ar 1 iv 1–22 (1 Енох 8:3–9:3, 6–8)) читаем: «Шемихаза научил [людей] волшебству и собиранию целебных корней» [ИТ1:114] — почти дословное совпадение с [VIII: 3] даёт повод отождествлять Семиязу и Амезарака, и т.д., и т.п.
[Говоря о падших Стражах, мы намеренно ограничиваемся Эфиопской Книгой Еноха — без учёта разрозненных греческих и арамейских её фрагментов (!) — чтобы минимизировать возможность возникновения путаницы и разночтений. В некотором смысле это печально, потому что в других источниках можно почерпнуть интересную дополнительную информацию: например, у Л. Гинцберга в «Преданиях еврейского народа» [Г1] ангелу Эзекеэлю вменяется в вину обучение людей «наблюдению за облаками» (а согласно кумранским текстам, он учил «различать знамения вспышек молний»), Самсавеэлю — обучение «знамениям Солнца» etc.])
Отвлёкшись на минуту от ангельской иерархической стратификации — на чём бы она ни была основана: на степени важности той или иной сферы деятельности для развития человечества или же степени вызванного ею «нечестия и великого непотребства», по современной оценке современных религий, — попытаемся свести два списка воедино, для удобства оперируя именами в алфавитном порядке***:
1 Енох, 2 отд.: VI, VIII | 1 Енох, 11 отд.: LXIX | |
1 | Азазель/Азаэль | |
2 | Акибеэль | |
3 | Амезарак | |
4 | Анани | Ананель |
5 | Аразиял | |
6 | Арестикифа | |
7 | Армен | |
8 | Армерс/Армарос | |
9 | Асбеэль | |
10 | Асрадель | |
11 | Базазаэль | |
12 | Баракиал | Баракель |
13 | Батраал | Батариял |
14 | Гадреэль | |
15 | Данель | |
16 | Иекун | |
17 | Иетарель | |
18 | Изезеэль | |
19 | Иомияэль | |
20 | Касдейя | |
21 | Кесбеэль | |
22 | Кокабель | Кокабаэль |
23 | Нукаэль | |
24 | Пенемуэ | |
25 | Рамуэль | |
26 | Румаэль | |
27 | Румиял | |
28 | Самсавеэль | |
29 | Саракуйял | |
30 | Сартаэль | |
31 | Семияза | |
32 | Симапизиэль | |
33 | Тамиэль/Темель | |
34 | Тарель | |
35 | Тумаэль | |
36 | Турель | |
37 | Туриял | |
38 | Уракибарамеэль | |
39 | Цакебе | |
40 | Эзекеэль |
***Полужирным выделены полные совпадения, курсивом — частичные.
Как видим, различия в большинстве созвучных имён ограничиваются присутствием хиатуса [стечения гласных, здесь — в основном на стыке морфем] в одном имени из пары и отсутствия его в другом (Баракиал/Баракель и др.). Но хиатус — неблагозвучное, в принципе неустойчивое сочетание, и в устной речи оно обычно стремится к изменению/уничтожению для упрощения произношения, это естественное языковое явление. Пример другого типа (Анани/Ананель) на первый взгляд не кажется столь явной вариацией — но постфикс вполне мог выпадать при беглом произношении, что точно так же могло привести к ошибке в письменной фиксации.
Таким образом, окончательный список «глав ангелов и их предводителей», избавленный от повторов и вариаций, будет насчитывать не 25–27, а 40 имён: Азазель (тж. Азаэль), Акибеэль, Амезарак, Ананель (тж. Анани), Аразиял, Арестикифа, Армен, Армерс (тж. Армарос), Асбеэль, Асрадель, Базазаэль, Баракель (тж. Баракиал), Батариял (тж. Батраал), Гадреэль, Данель, Иекун, Иетарель, Изезеэль, Иомияэль, Касдейя, Кесбеэль, Кокабель (тж. Кокабаэль), Нукаэль, Пенемуэ, Рамуэль, Румаэль, Румиял, Самсавеэль, Саракуйял, Сартаэль, Семияза, Симапизиэль, Тамиэль (тж. Темель), Тарель, Тумаэль, Турель, Туриял, Уракибарамеэль, Цакебе, Эзекеэль; для двенадцати из них приведена информация об их «зонах ответственности» на Земле.
Возвращаясь к вопросу об идентификации ангелов по роду деятельности, можно констатировать: вопрос этот поднимается исследователями довольно часто — тем не менее мы считаем, что это неверный подход. Конечно, имена, прозвища, псевдонимы и прочие объекты изучения ономастики могут быть многозначны и изменчивы. [
Минимум четверо, как вытекает из первоисточника, вели на небесах информационно-пропагандистскую работу, приведшую в итоге к падению ангелов: Семияза, Иекун, Асбеэль, Кесбеэль. Деятельность остальных, видимо, была связана не с ангельской коммуникацией, но исключительно с обучением людей тем или иным наукам:
— астрология, астрономия (Баракель, Тамиэль, Кокабель, Асрадель);
— военное дело (Азазель, Гадреэль);
— косметология и ювелирное дело (Азазель);
— магия и оккультизм (Семияза, Амезарак, Армерс, Касдейя);
— металлургия и горное дело (Азазель);
— основы медицины и, возможно, демографического регулирования (Касдейя);
— письменность (Пенемуэ).
Вопрос о классификации части новых умений человечества, сведения о которых зафиксированы в тексте, пока остаётся нерешённым. Азазель научил людей «видеть, что было позади их» — некоторые видят здесь «намёк на изготовление зеркал» [ПБ], другие считают, что навык «видеть незримое» следует отнести к магической практике. Амезарак научил «срезыванию корней» — разброс мнений насчёт цели этого безусловно полезного действия варьируется от варки приворотных зелий до изготовления наркотиков на растительной основе. Пенемуэ «показал [людям] горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости» — обычно комментаторы делают упор на тайны мудрости, читая «показал горькое и сладкое» как «учил отделять злое от доброго», но есть и те, кто полагает, что написанное следует воспринимать буквально и на самом деле речь идёт «об употреблении в пищу пряных приправ» [ЭК]. К сожалению, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время люди смогут выработать единое мнение относительно этих спорных скиллов.
Об этих ли знаниях и умениях думал Джон Ди, записывая со слов ангела [25 июня 1584 г. медиумам явился, по словам Келли, «некто в белых одеждах... я не помню, чтобы мне приходилось видеть его раньше» и рассказал о благосклонности Бога к Еноху и о падении «нечестивых и проклятых». Сам Ди полагал (в рукописи есть соответствующая пометка), что это был ангел, известный им как Ave]: «И духи заблуждения начали учить [людей] своему учению, которое с той эпохи и до этого дня распространилось во все края мира и ныне есть мастерство и умение нечестивых. Так они говорят с демонами: не потому, что имеют над ними власть, но потому, что связаны с ними — объединены их собственным учением» [TFR:174]? Благие ангелы Ди имеют власть над сферами, которые частично пересекаются с обозначенными как «гибельные для человечества» в Книге Еноха, — сравнить с лёгкостью может любой желающий:
— медицина;
— механические ремёсла;
— перемещение с места на место;
— поиск металлов и драгоценных камней;
— соединение природных веществ;
— трансформация;
— управление стихиями.
Особняком в TFR стоят ангелы, ответственные за открытие тайн людей, — опустим же завесу милосердия над риторическим вопросом о том, стоит ли сопоставлять это с деятельностью Стражей-«пропагандистов».
tbc.